Текст о тренерской методике Бердыева весьма забавен и позволяет взглянуть на процесс мотивации футболистов с неожиданной стороны. Действительно, такой подход к игрокам, как убеждение в их выдающихся способностях и намеки на необходимость бороться за победу, может быть довольно эффективным.
Мне кажется, такой тренерский подход можно было бы успешно применить и в других сферах жизни. Например, если начальник в офисе будет вспоминать замечательные рабочие качества каждого сотрудника и рассказывать, какой огромный потенциал у них есть, то, возможно, количество выполненной работы выросло бы в разы.
А что, если бы такой мотивационный подход использовали в школе?
На уроке математики учитель может обратиться к Олимпийскому чемпиону по математике внутри каждого ученика и спросить, каким образом их решение задачи поможет им выиграть золото. Возможно, даже самые безучастные быстро включились бы в урок.
А вот анекдот на тему мотивации спортсменов:
Тренер спрашивает у спортсмена:
– Почему ты проиграл?
– Кузнец наковыривал,
Но на второй день тренер уверен в победе —
– Стал у вратаря стойкости быть.
Вернемся к тренеру Бердыеву и его методам мотивации. Мне кажется, что такой подход требует не только мастерства в обращении с игроками, но и понимания их индивидуальных особенностей. Конечно, не в каждом случае такие «добрые слова» могут дать желаемый результат.
Например, представьте себе, что тренер начнет говорить звездному футболисту на леопардовой обуви: «Ты лучший, ты быстрее всех, докажи это!». И в итоге игрок начнет пялиться на свои кроссовки и пытаться обогнать соперников, не замечая мяча.
А еще вспомнился один афоризм по теме мотивации и спорта: «Когда тренер кричит тебе: «Дай маху, держись!», — беги быстрее спасаться!»
Так что, хоть и забавный момент в методике Бердыева, но, наверное, лучше доверить такие подходы профессионалам в спорте. А в повседневной жизни стоит помнить, что мотивация и поддержка иногда требуют более тонкого подхода и положительной обратной связи, чтобы они действительно работали и помогали достигнуть поставленных целей.